фоновая картинка (планета Земля) 

Все статьи Психология Эвристика История Этология
Философия Общество Фантастика Заметки  
О сайте Проекты Контакты Ссылки


 

История европейских революций 16-20 веков

 

 

Сейчас в России слово “революция” приобрело негативный оттенок. Это объясняется тем, что революцию 1917 года многие считают бедствием для России; кроме того, после революционного августа 1991 года россиянам тоже, как принято считать, стало жить хуже.

  Между тем в прошлом революции в большинстве случаев меняли жизнь людей к лучшему. Рассмотрим в качестве примера 12 революций XVI-XX веков.

  Голландская революция 16-17 века против испанского владычества привела к появлению первой в Европе буржуазной республики (Республика соединённых провинций). Государственное устройство этой республики было архаичным и неупорядоченным, но появилась первая буржуазия, которая обеспечила “золотой век” этой республики. К существенному изменению общественных институтов эта революция не привела.

  Английская революция 1640-1688 годов породила новые общественные институты. В 1689 годы был принят “Билль о правах”, ставший одним из первых документов, юридически утвердивший права человека. В этом документе были сформулированы такие права граждан Англии, как свобода от штрафов и конфискаций без решения суда, свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов, свобода слова и дебатов, возможность выбирать парламент (для состоятельных граждан), свобода подачи петиций королю и пр.

  Были частично ограничены права короля. Итогом этой революции стало быстрое экономическое развитие Англии, которая в 18 веке стала “владычицей морей” и “мастерской мира”. Стала бурно развиваться английская буржуазия.

  Американская революция 1775-1783 годов подарила людям “Декларацию независимости США”. Кроме того, в американских колониях принимали местные “билли о правах”, в которых провозглашались свобода слова, совести, собраний, неприкосновенности личности и т. д.

  Великая Французская революция 1789г была самой важной из буржуазно-демократических революций, поэтому на ней следует заострить внимание. В ходе этой революции наиболее сильно изменились общественные институты Франции – от феодальных к буржуазно-демократическим. В 1789 году была принята “Декларация прав человека и гражданина”, в основу которой была положена концепция равноправия и свободы, данная каждому от рождения.

  Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

  Перед революцией во Франции обострилась эксплуатация простого населения: крепостное право, право первой ночи и пр. (по праву первой ночи долго шли дискуссии, было ли оно на самом деле; но, в любом случае, подобные отношения между аристократами и женщинами из низших сословий были как минимум фактом, если не правом). Кроме того, к революции подтолкнули стихийные бедствия и неурожаи.

  В 1789 году учредительное собрание Франции, получившее благодаря революции власть, отменило личные феодальные повинности, сеньориальные суды, церковную десятину, привилегии отдельных провинций, городов и корпораций, и объявило равенство всех перед законом в уплате государственных налогов и в праве занимать гражданские, военные и церковные должности. Были введены независимые суды.

  Марк Твен позже писал (“Янки из Коннектикута”) “Казалось, будто я читаю о Франции и о французах до их навеки памятной и благословенной революции, которая одной кровавой волной смыла тысячелетие подобных мерзостей и взыскала древний долг – полкапли крови за каждую бочку ее, выжатую медленными пытками из народа в течение тысячелетия неправды, позора и мук, каких не сыскать и в аду.”. Под мерзостями имелось в виду крепостное право, право первой ночи и прочие проявления эксплуатации в сословных обществах.

  Небывалый гражданский подъем французской революции вскоре начал быстро дискредитироваться её тёмными сторонами. Началась кампания “дехристианизации”, глумление над христианскими святынями, и страшный якобинский террор, по уровню преступности сравнимый с нацистским террором.

  Террор закончился падением якобинцев (Робеспьера) и приходу к власти Директории (термидорианцев), которые быстро прославились своей коррумпированностью. Палач Сансон написал в своих мемуарах про Робеспьера: “Разбойники… Он был прав: всех честных республиканцев он давно уже отправил под мой топор.”

  В стране царили нищета и голод (это было обусловлено, прежде всего, разрушением старых общественных институтов, когда новые ещё не успели утвердиться). Над Францией нависла реальная угроза конца революции, возврата к прошлому. Контрреволюционные настроения в обществе были очень сильны. Но тогда Франции повезло: в 1799г к власти пришёл Наполеон Бонапарт.

  Наполеон оказался разумным правителем (на первых порах), и энергичными мерами, обходясь при этом без большого террора, он навёл порядок в стране. Он провёл ряд успешных реформ (основание Французского банка, принятие гражданского кодекса и др.).

  Наполеон был диктатором, и демократии во Франции при нём не осталось; но жизнь простых французов в целом стала намного лучше. Историк Эдвард Радзинский писал:

  Он легко отнял свободу у французов. Оказалось, толпа вовсе не любит свободу, их единственный кумир – равенство (недаром оно связано тайными узами с деспотизмом). И Бонапарт воистину уровнял всех французов – и в правах, и в бесправии. Право на собственное мнение имел лишь один человек во Франции.”.

  Можно условно сказать, что из трёх знаменитых лозунгов Французской революции – “Свобода, Равенство и Братство” исчезло первое, но остальные два остались.

  Наполеон дал французам около 14 благополучных лет. Но с течением времени, вследствие своего величия он потерял чувство реальности, ввязался в военные авантюры и в итоге всё проиграл. После поражения Франции при Ватерлоо старые (монархические) силы в Европе в определённом смысле взяли реванш над революционными (республиканскими). Однако благодаря 14 годам правления Наполеона идеи революции не были дискредитированы: французы (и отчасти другие народы) поверили, что революция может сделать их жизнь лучше.

  В 1830 году во Франции (а также Бельгии) произошла новая революция. Тогда в Европе правил “Священный союз” (Россия, Пруссия и Австрия), который ставил своей целью недопущение революций. Но этот союз не смог или не захотел подавить новую французскую революцию. Вероятно, это произошло по трём причинам:

1) В Пруссии и Австрии тоже шли внутренние беспорядки и революционные волнения;

2) В Польше произошло крупное восстание, которое Россия смогла подавить только в 1831 году;

3) Французская революция не ставила своей целью новый террор (видимо французы научились на своих ошибках) и даже установление республики; вместо этого французы как бы просто поменяли правящую династию. Поэтому у Священного союза не хватило мотивации идти на Францию войной.

  Про беспорядки в Пруссии писал Е. Тарле (“Наполеон”):

  Ясно, что он остался при тех же настроениях, какие не раз нами отмечались. Но вдруг - к самому уже концу, под явным впечатлением известий, приходивших на остров Св. Елены из Европы через газеты и устные сообщения о германском революционном брожении, о студенческих волнениях, об освободительных течениях в Германии и т.д., - император круто переменил фронт и заявил (дело было уже в 1819 г.) тому же Монтолону нечто диаметрально противоположное своим прежним высказываниям. «Я должен был бы основать свою империю на поддержке якобинцев». Потому что якобинская революция - это вулкан, посредством которого можно легко взорвать Пруссию. А как только революция победила бы в Пруссии, ему казалось, что вся Пруссия была бы в его власти и в его руки попала бы вся Европа («моим оружием и силой якобинизма»). Правда, когда он говорил о будущей или возможной революции, мысль его не шла дальше мелкобуржуазного «якобинизма» и не предполагала социального переворота. Якобинская революция начинала представляться ему порой уже союзницей, которую он напрасно оттолкнул.

  Придя к власти, новый император Франции Луи-Филипп пошёл на некоторые либеральные реформы, упразднил чрезмерный придворный блеск. Жизнь французов стала немного комфортнее. В дальнейшем он, как и многие другие правители, начал злоупотреблять своей властью, слишком сближаться со Священным союзом, и это привело к революции 1848 года.

  На этот раз серия революций прошлась по всей Европе. Успех революции 1830 года заставлял европейцев всё больше верить в революцию как событие, которое может изменить жизнь простых людей к лучшему. Волнения охватили Итальянские и германские государства, Австрию, Румынию. Священный союз практически потерял силу.

 

 

  Восстание в Пруссии не свергло монархию, но королю пришлось пойти на уступки населению, и Пруссия стала конституционной монархией. Примерно это же произошло в других германских государствах.

  В результате революции Франция получила всеобщее избирательное право, гражданские свободы, безработные были заняты на дорожных и земляных работах, благоустраивали дома и улицы городов. Правда, после 1848 года буржуазно-демократические преобразования были приостановлены. Позже к власти пришёл Луи Наполеон Бонапарт (Наполеон III), восстановивший на какое-то время монархию.

  Поражение Франции во Франко-Прусской войне 1870-1871 годов привело к очередной революции, в результате которой к власти пришло новое республиканское правительство. В 1871 году прошли выборы в национальное собрание, и главой исполнительной власти был избран Адольф Тьер. Правительство Тьера сумело быстро восстановить Францию после поражения в войне; снова в страну пришла свобода слова. Далее была принята конституция и Франция надолго стала республикой.

  В целом, общий шаблон революций оказывался примерно таким: придя к власти, новое правительство вначале побаивалось народного гнева и поэтому проводило конструктивные реформы, шло на уступки населению. Со временем, войдя во вкус власти, оно начинало себя дискредитировать и происходила новая революция.

  Революции 19 века постоянно “вспоминали” опыт французской революции 1789 года, возвращались к преобразованиям того времени. Ленин говорил: “Возьмите великую французскую революцию. Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии” (В. И. Ленин, речь на I всероссийский съезд по внешкольному образованию).

  Интеллектуалы 19 века восхищались Великой французской революцией и преуменьшали роль террора, который её дискредитировал. Вот как писал про это Марк Твен (“Янки из Коннектикута”): “Нужно помнить и не забывать, что было два «царства террора»; во время одного – убийства совершались в горячке страстей, во время другого – хладнокровно и обдуманно; одно длилось несколько месяцев, другое – тысячу лет; одно стоило жизни десятку тысяч человек, другое – сотне миллионов. Но нас почему-то ужасает первый, наименьший, так сказать минутный террор; а между тем, что такое ужас мгновенной смерти под топором по сравнению с медленным умиранием в течение всей жизни от голода, холода, оскорблений, жестокости и сердечной муки? Что такое мгновенная смерть от молнии по сравнению с медленной смертью на костре? Все жертвы того красного террора, по поводу которых нас так усердно учили проливать слезы и ужасаться, могли бы поместиться на одном городском кладбище; но вся Франция не могла бы вместить жертв того древнего и подлинного террора, несказанно более горького и страшного; однако никто никогда не учил нас понимать весь ужас его и трепетать от жалости к его жертвам.”.  

  Вероятно, в 19 веке в Европе и России о якобинском терроре говорили не меньше, чем говорили о нацистском терроре в 20 веке. Но в советских учебниках истории эту сторону французской революции обошли молчанием.

  Данный исторический опыт говорит о неком парадоксе: с одной стороны, совершенно верно изречение “революцию делают романтики, а её плодами пользуются подлецы”; а с другой стороны – несмотря на всё это, революции в большинстве случаев являлись благом для общества.

  Англия в 19 веке тоже шла в сторону демократизации, только это происходило без революций. Объясняется это просто – правящая элита Англии понимала, что если она не пойдёт на уступки населению, она получит то же, что получила элита Франции. Можно сформулировать простой принцип – власть лучше работает и не позволяет себе впадать в деспотизм, если она боится революции.

  Благодаря этим преобразованиям, весь 19 век был полон оптимизма и веры в прогресс. Кроме того, тогда люди верили в революцию, это слово было весьма популярно. В России одна из партий, пользующихся большой поддержкой населения, называлась партией социал-революционеров.

  По причине этой веры в России в начале 20 века произошли две революцию – произошли несмотря на то, что в стране тогда не было серьёзного голода и других подобных проблем.

  Первая революция случилась в 1905 году. Эдвард Радзинский пишет (“Николай II”), что эта революция вполне могла уничтожить правящую династию, и царя спасли только уступки народу – принятие конституции. В Россию пришли выборы и свобода слова.

  Вероятно, эту революцию тоже можно отнести к удачным. Хотя формально Россия осталась монархией, уровень жизни простых русских людей несколько поднялся. Вероятно, успех этой революции способствовал бурному экономическому росту России в 1906-1916 годах.

  В 1917 годы произошла всем известная Февральская революция. Историк Феликс Разумовский (программа “Кто мы?”) называет её “русским абсурдом”, потому что объективных предпосылок революции вроде как не существовало: голода в стране не было, русская армия начинала побеждать в войне (Брусиловский прорыв). Объяснение этого “абсурда”, по-видимому, такое:

1) Тогда все верили, что революция может изменить жизнь людей к лучшему. И опыт революции 1905 года, как упомянуто выше, это тоже подтверждал;

2) Не следует считать, что жизнь населения России в начале 20 века была такой уж благополучной. Скорее всего, тогда уже просвечивали все те “тёмные стороны” капитализма, которые мы наблюдаем сейчас. В деревнях царской России было недоедание, а в городах безработица и эпидемии. 

  И ещё: когда мы говорим, что правительство Николая II хорошо работало, это следует дополнить одним соображением – оно так работало потому, что боялось новой революции (правда, даже это его не спасло).

 

 

  В 1918 году революции произошли в Германии и Австрии, после поражения в войне. Можно сказать (довольно условно), что на этом закончилась история противостояния буржуазно-демократического и сословно-монархического строя.

  Следут подвести такие итоги вышасказанному. Из перечисленных 12 революций только две как бы закончились провалом: французская 1789 г и русская 1917. При этом французская революция, можно сказать, всё-таки победила спустя сто с лишним лет после её начала.

  8 революций закончились удачно, достаточно быстро приведя к положительным изменениям. Про ещё 2 революции – германскую и австрийскую 1918г – трудно сказать что-то однозначное: с одной стороны, жизнь в германской Веймарской республике, которая возникла после революции, была весьма тяжёлой, что привело к приходу к власти нацистов; с другой стороны, после поражения нацистов во второй мировой войне Германия и Австрия снова стали республиками, и жизнь там наладилась.

  В целом, можно утверждать что европейские революции изменили мир к лучшему, и благодаря им вторая половина двадцатого века была самым благополучным периодом в истории человечества.

  В конце 20 и начале 21 века в восточной Европе, странах СНГ и арабских странах произошли новые серии революций. В целом эти революции оказались менее удачными, чем революции прошлых веков. Причину такой разницы следует искать в целях, которые заставляли людей бороться с властью. У европейских революций 16-20 веков на повестке дня стояла простая задача - ликвидация сословных привилегий, уравнивание всех граждан перед законом. Эти революции были направлены против крепостного права и прочих форм угнетения населения, которые накопила монархическая форма правления. В современных авторитарных странах нет такого угнетения, поскольку правители в них, в отличие от монархов прошлого, не верят в божественное происхождение своей власти и не могут позволить себе этой властью слишком злоупотреблять (т.к. жители этих авторитарных стран знают, как живёт население в странах демократических). Поэтому современные революции не имеют такой сильной идеологической базы; они направлены, как правило, на борьбу с коррупцией и на обеспечение большей свободы и демократизации общества, но демократия сама по себе не является очень сильным мотивирующим фактором.

 

Источники :

1) Википедия.

2) Марк Твен. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура.

3) Эдвард Радзинский. Прогулки с палачом.

4) Эдвард Радзинский. Царство палача.

5) Е. Тарле. Наполеон.

6) Ленин В. И. Полное собрание сочинений.

7) Эдвард Радзинский. Николай II.

8) Феликс Разумовский. Программа "Кто мы?".

9) Е. Гайдар. Государство и эволюция. 

 

  См. также:

 

Несправедливость смешанных обществ

 

 

Наверх