|
| |||||||
Все статьи | Психология | Эвристика | История | Этология | ||||
Философия | Общество | Фантастика | Заметки | |||||
|
||||||||
Махатма Ганди и Ненасилие
Аннотация
Фигура Махатмы Ганди на редкость противоречивая: у этого человека были как большие недостатки, так и достоинства, вызывающие восхищение. Он был религиозным фанатиком, деспотичным в личной жизни. В то же время Ганди вошёл в историю как человек, опробовавший на практике свою теорию ненасильственной борьбы (Сатьяграхи) и добившийся с её помощью освобождения Индии от британского владычества. Идея Сатьяграхи - стремление воздействовать на совесть и благоразумие противника через отказ от насилия (Ахимсу) и готовность переносить боль и страдания. Можно сказать, что целью Сатьяграхи является превращение противника в союзника и друга.
В наиболее "кристаллизованном" виде
Сатьяграха была продемонстрирована в 1930г, когда
прошёл марш протеста против налога на
соль. Важно
то, что этот инцидент наблюдали и
описывали журналисты; британский
журналист Уэбб Миллер в своей статье
писал: ”Раненые падали во все стороны, без сознания или корчась от боли, с проломленными черепами и плечами… Выжившие, не ломая строй, продолжали молча и упорно идти вперёд, пока и их не убивали… Не было ни сражения, ни борьбы; демонстранты просто шли, а их убивали”. Этот инцидент привёл к определённой победе Ганди - потере лигитимности Британской империи. Весь мир увидел, что индусы оказались в чём-то цивилизованней англичан. В “Манчестер Гардиан”, 1930г, Р. Тагор провозгласил: “Европа окончательно утратила свой авторитет в Азии. В мире она больше не считается поборником справедливости и носителем возвышенных принципов, но защитником господства белой расы, эксплуататором людей, живущих вне её пределов”. Ганди был одержим идеей быть хорошим. В 1932 он защищал права касты неприкасаемых в Индии, занимаясь тем, что можно назвать “анти-популизмом”: жертвовать своим рейтингом среди большинства ради угнетённого меньшинства. Концепция Ненасилия по Ганди очень близка к идее "Непротивлении злу насилием", провозглашённым Львом Толстым, с той разницей что Толстой был теоретиком, а Ганди практиком, продемонстровавшем, что такие методы могут реально работать. Победа Ганди заключалась в том, что правительство Англии в 1946 году само решило уступить индийцам и предоставить Индии статус доминиона.
|