|
| |||||||
Все статьи | Психология | Эвристика | История | Этология | ||||
Философия | Общество | Рассказы | Разное | Видео | ||||
|
||||||||
Несправедливость смешанных обществ
Вся история человечества - это прежде всего история угнетения "низов" правящими элитами. Это угнетение в разных обществах принимало разную форму, например в Европе и России долгое время царило крепостное право. В восточных деспотиях цари заводили себе чудовищные гаремы из наложниц, до нескольких тысяч женщин на одного мужчину. По некоторым данным, в восточных обществах правители и сановники забирали себе столько женщин в свои гаремы, что мужчинам-простолюдинам не хватало женщин и они становились гомосексуалистами (этот момент отчасти упоминается, в частности, в Эпосе о Гильгамеше). В Европе аналогичной формой угнетения было право первой ночи (среди историков ходят споры о его существовании, но никто не сомневается, что подобные отношения существовали как минимум де-факто). Предки человека миллионы лет жили малыми группами, и человеческая мораль "спроектирована" эволюцией для таких групп. Человечество пытается внедрить в свою культуру мораль, помогающую жить в больших обществах - это и религиозные заповеди, и "моральный кодекс строителя коммунизма", и вся культура в целом - но такая мораль, по-видимому, действует только на горизонтальном уровне, то есть она не работает в отношениях между правителями и простым народом. Когда авторитарное и демократическое государства находятся рядом (входят в общую цивилизацию), правители в первом боятся революции и поэтому не позволяют себе впадать в деспотию, идут на уступки простому населению. Они понимают – если население у них будет жить хуже, чем в соседней демократии, это население устроит революцию и сменит режим на демократический. Т.е. наличие демократического государства (например, республики) рядом с авторитарным (например, монархией) “облагораживает” последнее. И несмотря на это облагораживающее влияние, часто такое авторитарное государство представляет для демократического военную угрозу - в этом и заключается несправедливость.
В Российской Империи 19-20 века многие цари имели
достойный моральный
облик. Причиной этого, вероятно, было соседство с Европой и влияние европейской цивилизации
на Россию. Когда Россия проиграла Европе в Крымской войне, начались реформы и освобождение крестьян. В целом же Россия, несмотря на это
положительное влияние Европы, представляла собой для Европы некоторую
военную угрозу. В Китае последние десятилетия наблюдается быстрый экономический рост. Логично предположить, что этим китайцы обязаны Тайваню - население КНР видело, как живётся жителям Тайваня, завидовало им, и это заставляло власти КНР лучше работать. И как и в предыдущих примерах, Китай сейчас представляет для Тайваня военную угрозу. В Китае возникла иллюзия согласия властей с простым народом, или некий общественный договор между ними: все знают, что пока простые китайцы сыты, властям страны ничего не угрожает. Но истинное отношение властей КНР к простым людям иллюстрируют действия властей по отношению к этническим меньшинствам - тибетцам и уйгурам. Эти народы в Китае жестоко угнетаются, что объясняется просто - в отличие от этнических китайцев, эти народы не могут свергнуть власть. Если КНР вторгнется в Тайвань и оккупирует его, китайские элиты позволят себе больше злоупотреблять своей властью, поскольку идея восстания народа против власти будет окончательно подавлена. Возможно, именно по этой причине власти КНР сейчас так жёстко готовятся ко вторжению. Исключением из описанной закономерности является история отношений Северной и Южной Кореи. Последние десятилетия Южная Корея намного обогнала КНДР в экономическом развитии, что стало представлять угрозу для властей КНДР. Ответом на это была выбрана полная информационная изоляция КНДР - её власти добились, чтобы простые жители просто не знали, как живётся в соседних странах. Это было достигнуто такими методами, как смертная казнь за просмотр иностранных художественных фильмов.
Когда сосуществовали Московское государство и Новгород, крестьяне и там и там были достаточно свободны. Но в 1478 г. московский царь Иван III завоевал Новгород. Вскоре после этого началось постепенное закрепощение крестьян: в 1497
г. был введён Юрьев день; в 1581 г. году крестьянам запретили уходить от своего помещика; в 1716
г. году была проведена т.н. податная реформа, окончательно закрепившая крестьянина на земле помещика. Сторонники Путина часто ставят ему в заслугу то, что он пока не "забронзовел". Судя по всему, тому, что с ним этого не произошло, способствовало соседство с Украиной и то, что там в 2004 году произошла Оранжевая революция, которая заставила российскую элиту немного побаиваться протестных настроений. Таким образом, россияне живут лучше благодаря соседству с Украиной, но не осознают этого. Если в мире демократические институты будут дискредитированы (например, из-за военного поражения демократий), правители авторитарных стран перестанут бояться общественного мнения и смогут больше злоупотреблять своей властью. В случае очень масштабного поражения демократии в мире, вероятно, человечество вернётся к сословному обществу - правящие элиты авторитарных стран станут закреплять свои привилегии законодательно и передавать их по наследству. Строить какие-то конкретные прогнозы крайне трудно, но если уж обобщать, то можно утверждать, что человечество при таком сценарии вернётся к нормам средневековья вроде крепостного права или права первой ночи.
12.2021
|